В апреле ценовая ситуация на украинском рынке горючего стабилизируются. На стоимость топлива не окажут влияния крупнейшие внутриукраинские и международные события последнего времени – уход с рынка швейцарского трейдера Proton energy и арест нефтепродуктопровода “Самара-Западное направление”, а также блокировка Суэцкого канала контейнеровозом Ever Green, пишет UBR.ua.
Зато может повлиять на цену нефтепродуктов в опте тенденция к снижению нефтяных котировок на мировых биржах. На этом фоне часть украинских операторов АЗС может также снизить 20-30 копеек с литра бензина и дизеля. Однако такое решение, скорее всего, примут региональные заправки, в то время как крупные сети на изменения не отреагируют. Стоимость автогаза при этом будет сохраняться примерно на нынешнем уровне.
Такие оценки в комментарии UBR.ua озвучил главный редактор издания “Нефтерынок” Александр Сиренко.
Согласно предоставленным им данным, 30 марта 2021 года средняя розничная цена бензина марки А-92 составляла 27,5 грн/л, А-95 – 28,65 грн/л.
Дизельное топливо украинские АЗС продавали по 27,72 грн/л, автогаз – 15,7 грн/л. Максимальное и минимальное ценовое предложение горючего при этом разнится примерно на 2 грн.
Сиренко пояснил, что на блокировку контейнеровозом Ever Green Суэцкого канала, по которому проходит миллион баррелей нефти в сутки, отреагировали только биржевые спекулянты – котировки ресурса сначала резко выросли, но потом опустились. Из-за связанного с пандемией низкого мирового потребления нефти в мире, отрасль также не испытала кризиса – а на украинском рынке даже ситуативные изменения не успели отобразиться.
В то же время не окажет влияния на внутренний рынок и остановка прокачки дизельного топлива по нефтепроводу “Самара-Западное направление”, ранее арестованного властями.
“Остановка дизельной “трубы” не отобразилась на украинском рынке – по той причине, что у нас были большие переходящие запасы ДТ у операторов, которые тянутся еще с прошлого года из-за пандемии и других причин. Поэтому мы не заметили исчезновения даже такого канала поставок, как трубопровод”, – говорит Сиренко.
Эксперт также добавил, что на данный момент, благодаря внутреннему производству и подключению новых каналов поставок из-за границы, баланс спроса и предложения в Украине сохраняется.
Импортеры уже начали замещать объемы дизеля Роснефти, который ранее поставляла в Украину ушедшая с рынка швейцарская трейдерская компания Proton Energy, через альтернативные каналы – по железной дороге и через морские порты. В частности, снова начал работу морской перевалочный пункт в Ренни.
В этой связи из факторов, которые могут повлиять на цены АЗС, остаются курс гривны к иностранным валютам, а также котировки нефти на мировых биржах. Если, отмечает Сиренко, валютный курс уже полтора месяца демонстрирует стабильность, то биржевые котировки в последнюю неделю начали снижаться.
“Стоимость автогаза не будет меняться ни в большую, ни в меньшую стороны, но по бензину и дизелю следует ожидать некоторого послабления в рознице. Но это удел не крупных сетей, а региональных игроков, которые могут поиграться, попробовать реакцию водителя от снижения стоимости на 20-30 копеек – больше вряд ли кто-то снизит цену”, – спрогнозировал Сиренко.
Как уточняет эксперт, крупные сети крайне редко реагируют на снижение мировых цен, ориентируясь в основном на повышение.
“Они будут ждать очень долго более существенного падения внешнего рынка, но на фоне сезонного повышения спроса могут улучшить дисконтные предложения для своих клиентов”, – говорит Александр Сиренко.
фото: из открытых источников