Днепровской детской железной дороге исполнилось 85 лет (фото)

Днепровской детской железной дороге исполнилось 85 лет (фото)

12 Липня 2021 Новини, Цікаве

Многие из нас, будучи детьми, любили гулять в парке Чкалова (ныне Глобы), не отказывая себе в удовольствии прокатиться в настоящих вагончиках, бегущих по настоящим рельсам. Поездка была недолгой, но запоминающейся, так как вызывала у юных пассажиров множество эмоций. Смена поколений не повлияла на желание почувствовать себя путешественником. И все это благодаря тому, что в далеком 1936 году в Днепропетровске появилась первая в Украине детская железная дорога, которая 6 июля 2021 года отпраздновала свое 85-летие, наполненное множеством имен и событий, неразрывно связанных с нашей историей.

Слідкуйте за нами в Telegram та Instagram!

Детская железная дорога_Днепр

МОЛОДЕЖНАЯ ИНИЦИАТИВА

Тридцатые годы ХХ столетия были «отмечены» интенсивной индустриализацией и растущими темпами строительства в транспортной сфере, что привело к развитию железнодорожных сетей по всей территории СССР. Как результат, в ряде крупных городов появились детские железные дороги, располагавшиеся, как правило, в центральных городских парках культуры и отдыха. По словам кандидата исторических наук, заведующего отделом Днепропетровского Национального исторического музея им. Д. И. Яворницкого Максима Кавуна, многие ошибочно считали их парковым аттракционом, тогда как на первом месте была задача привлечь подрастающее поколение к процессу подготовки специалистов для работы на железнодорожном транспорте.

В то время Днепропетровск гордо именовался «городом чугуна и стали»: неудивительно, что он стал одним из первых в Советском Союзе обладателей такого «чуда техники». Инициаторами строительства были комсомольцы Днепропетровского паровозоремонтного завода (ДПРЗ) и пионеры подшефной школы № 54, выступившие с соответствующей инициативой в декабре 1935 года.

«21 января 1936 года первый секретарь областного комитета партии М. М. Хатаевич собрал совещание, на котором было принято решение: построить заявленный объект в кратчайшие сроки, – рассказывает историк. – Спустя шесть дней, это решение утвердили уже на правительственном уровне. За проектирование дороги с энтузиазмом взялись школьники. На основе нескольких вариантов профессора ДИИТа (ныне университет железнодорожного транспорта им. В. А. Лазаряна) разработали окончательный проект. Архитекторы Г. Л. Швецко-Винецкий и В. В. Самодрыга выполнили проекты вокзалов и станций».

ПЕРВАЯ В УКРАИНЕ

К строительству на территории парка, который в то время носил имя М. М. Хатаевича, приступили 2 апреля 1936 года. Уникальный объект возводили «стахановскими» темпами. «Днепропетровск, на тот момент, оказался «впереди планеты всей» и по срокам, и по масштабам. Это была первая детская железная дорога в Украине и вторая, после Тбилисской, в Советском Союзе. Требовалось соответствующее название, и так как «большая» железная дорога (бывшая Екатерининская, ныне – Приднепровская) тогда называлась «Сталинской», то ее младшую сестру назвали «Малой Сталинской», сокращенно МСЖД, – отмечает Максим Кавун. – Главный путь длиной 1600 м охватывал кольцом пруд и площадку с аттракционами.

Детская железная дорога_Днепр

Есть информация о том, что при строительстве использовали «остатки» узкоколейки, построенной частными предпринимателями Вышмаком и братьями Левиными для обслуживания посетителей Южно – русской областной промышленной, сельскохозяйственной и кустарной выставки, которая проходила в парке в 1910 году. Дорога представляла собой сложный комп­лекс архитектурных и инженерно – технических сооружений. В первоначальном виде сущест­вовала до 1941 года. На маршруте находились станции – «Жовтеня» (пос­ле войны «Пионерская», сейчас – «Парковая») и «Комсомольск» (позже – «Комсомольская») с вокзалами, построенными из дерева: в здании на станции «Комсомольск» располагалось управление дороги. Также имелось большое депо им. Чапаева, и два тоннеля общей длиной 30 м, названные в честь А.С. Пушкина и В.В. Маяковского (ныне «Казацкий» и «Сичеславский»). Тоннели украсили надписями, выполненными шрифтом, характерным для 30-х годов, а «пушкинский» – еще и бронзовыми барельефами поэта. Их обустроили в связи с тем, что железная дорога в двух местах прошла под эстакадой с «улицей над парком». В 1926-1927 годах эту улицу специально проложили, соединив пр. Карла Маркса (Д. И. Яворницкого) с ул. Моп­ра (пр. Кирова, теперь – А. Поля). У нее было много названий – Новая, Гаврилова, опять Новая, Щербицкого, а с 2015 года – это ул. Е. Блаватской».

ДОРОЖНЫЕ «ИЗЮМИНКИ»

У Малой Сталинской была своя газета под названием «Питомцы Кагановича». Лазарь Каганович, являясь одним из главных сталинских соратников, занимал пост народного комиссара путей сообщения, и по аналогии со «сталинскими соколами» и «ворошиловскими стрелками» юные железнодорожники называли себя его питомцами.

Детская железная дорога_Днепр

«Газета рассказывала о жизни не одной, а двух детских железных дорог: Малой Сталинской и им. Кагановича, открытой в Мелитополе в 1937 году. Уникальная «малотиражка» издавалась в 1936 – 1941 годах. Последний номер вышел 22 июня… В наши дни сохранившиеся экземпляры этой газеты являются библиографической редкостью», – подчеркивает историк. – В 30-е годы для Союза была характерна нехватка узкоколейных локомотивов, поэтому получить серийный паровоз для нужд МСЖД не удалось. Единственным выходом из сложившейся ситуации было его изготовление своими силами. За работу взялись комсомольцы паровозоремонтного завода и в очень короткие сроки собрали паровоз из того, что удалось найти. Котлом «поделился» ширококолейный маневровый паровоз, а экипажной частью (кроме рамы), цилиндрами и движущим механизмом – паровичок, списанный с ближайшей узкоколейки. Будку, раму и тендер пришлось изготовить на паровозоремонтном заводе. «Стальной конь» получил название ЮП-3-01 («Юный пионер»). На фотографиях легко заметить необычайно короткую дымовую трубу и миниатюрность всей конструкции в целом. Первый состав включал шесть деревянных 12-местных двухосных вагончиков голубого цвета, но и их пришлось создавать по специальному проекту. Работа была выполнена комсомольцами Днепропетровского вагоноремонтного завода (ДВРЗ) во время проведения субботников. Два вагончика обрели статус памятников: один, переделанный и перекрашенный, экспонируется перед вокзалом станции «Парковая» («Пионерская»), другой – в пассажирском вагонном депо ПК ВЧД-11. В 1938 году ДЖД получила в подарок от Кагановича новый паровоз серии 159, который сразу же был переименован в ЮП-4-12. Следует добавить, что между станциями Малой Сталинской действовала телеграфная связь. Также в пользовании были метеостанция и любительская коротковолновая радиостанция, а на станции «Комсомольск» работал радиоузел с патефоном».

ОТКРЫЛИ «С ПОМПОЙ»

Малую Сталинскую детскую железную дорогу открыли 6 июля 1936 года в 17.00. За день до этого в областной газете «Зоря» было напечатано сообщение специальной комиссии о порядке празднования. К участию в церемонии открытия допускались, в первую очередь, пионеры и школьники со специальными пропусками. Открытие напоминало праздничную демонстрацию: молодые люди собирались у райкомов комсомола, затем шли к горкому комсомола на улице Ленина (Воскресенской), и уже оттуда колоннами, пестрящими плакатами, лозунгами и портретами, – в парким. М. М. Хатаевича. Руководители области и города, М.М. Хатаевич и И.А. Гаврилов, торжественно перерезали красную ленточку, и тем самым дали ДЖД зеленый свет.

Первым начальником Малой Сталинской в 1936 году стал секретарь комсомольской организации паровозоремонтного завода, возглавивший комитет содействия строительству дороги, Иван Слепов. Первыми сотрудниками – дети и среди них – моя мама. Она рассказывала, что к работе на дороге допускали только тех, кто учился на «хорошо» и «отлично» – это была своего рода награда. Если в дневниках появлялись плохие оценки и замечания о недостойном поведении, о дороге можно было забыть. Правда, «нарушителям» давали время на то, чтобы исправиться. В списках первых юных машинистов значатся имена Оли Федоренко и Шуры Трахтенруда.

«ДЖД пользовалась невиданной популярностью. За первые три года было перевезено 373644 пассажира, а пробег поезда составил 25823 км. Проезд от станции до станции стоил 10 копеек, а по всему кольцу – 25 копеек. Самым важным посетителем был «всеукраинский староста», в честь которого в 1926 году Екатеринослав пере­именовали в Днепропет­ровск, Григорий Петровский. Сотни восторженных отзывов хранятся в уникальном фолианте – «Книге впечатлений посетителей Малой Сталинской железной дороги», содержащей записи с 1936 по 1941 и с 1944 по 1953 годы. Сегодня этот чудом уцелевший раритет занимает почетное место в специальной витрине главного зала станции «Парковая» («Пионерская»). Первую запись оставила делегация из Франции, также «отметились» гости из Испании, Болгарии и США. Есть даже несколько записей на идиш. Но, в основном, своими впечатлениями делились группы экскурсантов со всего Советского Союза. Из знаменитостей автографы оставили известный художник Исаак Бродский и сын Василия Чапаева – Аркадий», – продолжает свой рассказ Максим Кавун.

ПОСЛЕДСТВИЯ ВОЙНЫ

22 июня 1941 года фашистская Германия вероломно напала на Советский Союз. В первый день население страны не до конца осознало весь трагизм случившегося и продолжало жить в обычном ритме. Работала по своему графику и Малая Сталинская. Но уже на следующий день все резко изменилось, в том числе и для детской дороги – она закрылась на несколько лет в связи с тем, что территория Украины была захвачена вражескими войсками. 25 октября 1943 года Красная армия в ходе ожесточенных боев освободила Днепропетровск и оказалось, что за время оккупации ДЖД была практически уничтожена. Особым разрушениям подверг­лись архитектурно-инженерный комплекс дороги, станции «Жовтеня» и «Комсомольск», водопропускные трубы; отсутствовало более 95% рельсов; от депо осталась кирпичная коробка без крыши… Уцелели оба тоннеля, но и они требовали серьезного ремонта. По имеющейся информации, немцы демонтировали оборудование железной дороги и подготовили к вывозу в Германию, чтобы установить это чудо в одном из своих городов. Но не успели…

По словам Максима Кавуна, паровоз – первенец ЮП-3-01 был изуродован до такой степени, что не подлежал восстановлению: простоял до середины 50-х на задворках депо и со временем был сдан на металлолом. Подарок Кагановича ЮП-4-12 оккупанты вывезли в неизвестном направлении, после чего он бесследно исчез. Вагоны также были вывезены, но, к счастью, недалеко. Их удалось найти и вернуть в Днепропетровск.

НАЧАЛО ВОЗРОЖДЕНИЯ

Уже через год после освобождения нашего города дорога была восстановлена и 29 октяб­ря 1944 года по рельсам вновь застучали колеса. Первый послевоенный рейс открыли машинист Боря Дорошенко и один из первых машинистов довоенного периода, ветеран войны, Александр Стрижевер. «Полностью ДЖД начала функционировать с 1947 года. В подвижном составе появился новый паровоз серии 159 – ЮП-4-95, проработавший до конца 80-х годов. В последний раз его «растопили» в 1996 году – в день 60-летия дороги. Затем он был передан в собственность туристической фирме, и сегодня в виде памятника находится в локомотивном депо города Черновцы. Хочу отметить, что архитектурный комплекс дороги не был возрожден в первоначальном великолепии. Из двух станций восстановили только «Пионерскую» («Жовтеня»), где в 1949 году был построен вокзал – изящный архитектурный памятник малых форм «сталинского ампира», который любили изображать на открытках. Вместе с вокзалом построили 6 кирпичных стрелочных постов – не номерных, как обычно, а именных: Олега Кошевого, Зои Космодемьянской, Кости Кравчука, Лизы Чайкиной, Шуры Чекалина и Павлика Морозова. Восстановили и тоннели», – отмечает историк.

Детская железная дорога_Днепр

ПАРОВОЗ – В ОТСТАВКУ

В 1958 году на Малой Сталинской началась «дизельная эпоха». Дорога получила свой первый тепловоз – ТУ2-172, а чуть позже – несколько пассажирских вагонов PAFAWAG. В рамках «десталинизации», с 1961 года по всей стране началось переименование всего, связанного с именем «вождя всех народов»: Малая Сталинская стала Малой Приднепровской. В 1972 году подвижной состав пополнился еще одним тепловозом – ТУ2-134. С этого момента паровоз и старые вагоны большую часть времени проводили в депо.

Детская железная дорога_Днепр

По словам Максима Кавуна, дорога была очень популярна, включалась, как и до войны, в экскурсионные туры делегаций, особенно транспортников. Ее использовали в качестве наглядной рекламы железнодорожных профессий: школьники 6 – 10 классов приобретали здесь необходимые навыки. С распадом СССР многие детские железные дороги прекратили свое существование и превратились в металлолом. Малая Приднепровская прошла испытание перестройкой, хоть и не без потерь: были разобраны депо и платформаим. Чапаева. С тех пор поезд не делает промежуточных остановок… В 2001 году, к 65-летию дороги, был разработан проект ее реновации, предполагавший строительство нового депо, мастерских, летнего кафе, учебного и лечебно-оздоровительного корпусов. К сожалению, он не был реализован. Отметив в 2011 году 75-летний юбилей, ДЖД продолжала работать до 2020 года. Осуществлению дальнейших планов помешали карантинные ограничения, связанные с эпидемией COVID-19. В этом году к ним добавилось техногенное затопление территории парка Глобы. Хочется надеяться, что Днепровская детская железная дорога преодолеет временные трудности, и еще много десятилетий будет радовать жителей и гостей нашего города.

Детская железная дорога_Днепр

ГОТОВЫ К ОТКРЫТИЮ
Роман Куриленко, начальник СП «Днепровская детская железная дорога»:
– Из-за сильного подтопления парка мы в этом году не смогли открыться 1 мая. В воде – колея, пострадало и здание станции. Вода до сих пор не ушла, к тому же часто идут дожди. Все же мы надеемся на улучшение ситуации. Возможно, удастся открыть дорогу в первых числах августа, тем более, что мы хорошо подготовились. Отремонтировали станционное здание, стрелочные посты, пути, локомотивы, вагоны. В нашей школе юного железнодорожника бесплатно обучаются около 700 детей. Занятия проводятся дистанционно, но им нужна практика, поэтому так важно возобновить работу дороги. Хочу добавить, что стоимость билетов не изменилась. Взрослый можно купить за 26 грн, детский – за 21 грн, а малышей до 2 лет будем катать бесплатно.

ПОЛИНА ДМИТРИЕВА,
ФОТО ИЗ АРХИВА ДЖД И АВТОРА

Залишити коментар

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

Більше на нашій сторінці у Facebook та каналі в YouTube!
Прокрутка до верху