Православный и народный календарь на сегодня, 14 января 2020 года

Православный и народный календарь на сегодня, 14 января 2020 года

14 Січня 2020 Новини, Цікаве

Сегодня, 14 января 2020 года — вторник, 14 день 2020 года по григорианскому календарю. 14 января соответствует 1 января юлианского календаря (по старому стилю).

Слідкуйте за нами в Telegram та Instagram!

Православные праздники 14 января 2020 года.

14 января 2020 года в православной церкви: Седмица 31-я по Пятидесятнице; Святки; поста нет.

Установлены следующие памятные даты:

Обрезание Господне;
День памяти святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской;
День памяти мученика Василия Анкирского;
День памяти святой Емилии, матери святителя Василия Великого;
День памяти святителя Афанасия Полтавского, епископа;
День памяти преподобномученика Иеремии (Леонова), монаха;
День памяти священномучеников Платона (Кульбуша), епископа Ревельского, и с ним Михаила Блейве и Николая Бежаницкого, пресвитеров;
День памяти священномучеников Александра (Трапицына), архиепископа Самарского, и с ним Иоанна Смирнова, Александра Иванова, Иоанна Сульдина, Александра Органова, Вячеслава Инфантова, Василия Витевского и Иакова Алферова, пресвитеров.

Народные праздники 14 января 2020 года.

Васильев день

Народный праздник «Васильев день» отмечается 14 января (по старому стилю – 1 января). В этот день Православная церковь чтит память святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской. Другие названия праздника: «Василий Великий», «Старый Новый год», «Свиной праздник», «Начало Страшных вечеров». Старинные названия: «Овсень», «Таусень», «Баусень».

Василий Великий — святитель, архиепископ Кесарии Каппадокийской, церковный писатель и богослов. Один из трёх каппадокийских отцов Церкви, наряду с Григорием Нисским и Григорием Богословом. Ему приписываются изобретение иконостаса и составление литургии Василия Великого. Автор пятой молитвы утреннего правила (обязательного для исполнения православными христианами), многочисленных проповедей и писем (сохранилось не менее трёхсот). Убеждённый поборник киновии.

1 января был первым днем нового года. Накануне крестьяне ходили по домам с поздравлениями и пожеланиями благополучия. При этом совершался древний обряд посевания или обсевания, известный также как овсеньканье, ходить таусить, усенькать, кликать овсень.

В некоторых местах было обыкновение накануне ходить по домам (колядовать, щедровать) и собирать пироги, свиные ноги и вообще съестные святочные вещи. Крестьяне, совершавшие этот обход, приговаривали под окнами домов: «Свинку да боровка выдай для Васильева вечерка», или же: «Кишку да ножки в верхнее окошко». Свиное мясо составляло главное угощение во время Васильева вечера и Рождественских Святок. Посевание же проводили исключительно утром 1 января.

Рано утром дети, собравшись вместе, ходили до обедни по домам сеять из рукава, рукавицы или из мешка зерна овса, гречихи, ржи и других хлебов и при этом распевали посевальную песню или приговаривали: «На счастье, на здоровье, на новое лето роди, Боже, жито пшеницю и всякую пашныцю», «Уроди, Боже, всякаго жита по закрому, что по закрому да по великому, а и стало бы жита на весь мир крещеный». Старшая женщина (большуха) старалась поймать разбрасываемое зерно фартуком. Все «засеянное» зерно собиралось и хранилось до посева — его добавляли в первую сеялку. На Васильев день готовили кашу, с особыми обрядами, с гаданием на каше о счастье и благополучии наступающего года для семьи.

Во многих домах в этот день пекли печенье, напоминающее коров, свиней, овец и домашнюю птицу. У многих в этот день стоял на столе зажаренный поросёнок или свиная голова. При этом все соседи могли прийти в дом и угоститься этим блюдом, заплатив хозяевам немного денег, которые назавтра сдавались в приходскую церковь. Святой Василий Великий считался покровителем свиней. Пастухи глубоко почитали святого Василия и боялись прогневить его.

Утром каждый член семьи старался встать первым и принести воды из колодца, родника или реки и умыться. Кому это удавалось, тот весь год будет бодрым, подвижным. Для новогоднего умывания белорусы в воду клали медные или золотые монеты — чтобы весь год быть «чырвоным і крэпкім», как медь и золото; серебряные монеты — чтобы иметь «белае» (чистое) лицо.

Васильев день в быту  считался сроком в хозяйственном времяисчислении, а потому и говорили: «а то было о Васильеве дне», «он нанялся от Васильева дня до Евдокии» и т. п. В некоторых регионах Белоруссии в этот день считали необходимым начать «для прыкладу» какую-либо работу, чтобы потом она была успешной весь год.

vedmochka.net

Залишити коментар

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

Більше на нашій сторінці у Facebook та каналі в YouTube!
Прокрутка до верху