Если любимая работа перестала радовать, коллеги стали раздражать, а каждое новое задание руководства вызывает страх или слезы – это синдром профессионального выгорания, который может случиться с каждым и в зоне риска люди любой профессии – от спасателя до продавца. Такое состояние нельзя игнорировать, а нужно обратиться к специалистам.
ПОСТОЯННЫЙ СТРЕСС
По словам психологов, синдром профессионального выгорания формируется на фоне постоянных стрессов. Человек истощается сначала эмоционально, а потом и энергетически. На этом фоне у него могут появиться или проявиться различные заболевания.
«Сперва появляется постоянная тревога, может мучить бессонница, либо наоборот, сонливость, часто болит голова, повышается давление. Могут обостриться любые заболевания, чаще всего это недуги, связанные с желудочно-кишечным трактом, эндокринной, сердечно-сосудистой системами. Со временем синдром может перейти в депрессивное состояние», – говорит психолог Юлия Силина. Среди основных симптомом профессионального выгорания – отношение к работе.
«Если раньше человек получал от своей деятельности удовольствие, то теперь она становится постылой для него. Он заставляет себя приходить на работу, делать задания, у него нет мотивации, интереса и желания развиваться в своей сфере. Его состояние сказывается на общении с сослуживцами, появляется агрессия, становится вспыльчивым. Сотрудники не понимают, что происходит с коллегой», – говорит Юлия Силина.
Однако, по ее словам, симптомы профессионального выгорания могут совпадать с признаками других недугов, поэтому поставить точный диагноз могут только врачи после того, как человек выполнит ряд необходимых тестов.
ПРИЧИНЫ НЕДУГА
Профессиональному выгоранию больше подвержены люди, работающие в системе «человек-человек», то есть которым по роду занятий приходится много контактировать с другими людьми. Это социальные работники, врачи, преподаватели, журналисты, полицейские, спасатели, военные.
«Практически все люди склонны к этому заболеванию. Одна из причин – атмосфера на работе. Если руководитель-тиран, если плохой коллектив, не слажена работа между коллегами, большая загруженность делами, когда приходится работать не восемь, а одиннадцать часов, либо, наоборот – работы слишком мало – все это может стать поводом выгорания. Вторая причина – особенности характера работника. Например, сангвиники и холерики более устойчивы к стрессам, а флегматики и меланхолики при большой нагрузке будут быстро истощаться», – отмечает Юлия Силина.
Среди решений проблемы она рекомендует пересмотреть график и начать планировать дела до мельчайших деталей. Таким образом, человеку станет легче контролировать процесс и нервное напряжение будет меньше. В дополнение к планированию подойдет какой-нибудь метод релаксации, по предпочтениям и желанию каждого конкретного человека. Например, занятия спортом, медитация, йога, прогулки в лесу, общение с друзьями.
«Это должно быть то, что даст заряд энергии. Важно не копить эмоции и чувства в себе, а рассказать, что происходит, сбросить эмоциональную нагрузку. Можно поговорить с родными, друзьями, психологом. Лучшая профилактика профессионального выгорания – забота о самом себе», – утверждает Юлия Силина.
СМЕНА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Мне очень нравилась моя работа, но где-то год назад я начала замечать, что каждое новое задание меня злит, делать его не хочу, а последние несколько месяцев мысль о том, что нужно идти на работу, ничего, кроме слез, не вызывала. Даже легкое задание становилось жутко сложным и на его выполнение мне требовалось не полчаса, как обычно, а два-три. Я стала плохо спать, эмоционально разговаривать со всеми и поняла, что так дальше продолжаться не может, причина всему – ненавистная работа, поэтому я уволилась», – рассказывает Анна Карпенко.
По образованию она HR-менеджер, помогает компаниям подбирать сотрудников, и вот уже десять лет девушка проработала в данной сфере и поняла, что больше не хочет.
«Я работала в крупной фирме, у меня была отличная зарплата и многие хотели бы также работать на моем месте. Сначала я столкнулась с тем, что дома меня не понимали, но потом, видя мое состояние, родные сами настояли, чтобы я уволилась как можно скорее. Я просто садилась за руль, чтобы ехать на работу, и начинала плакать – так мне не хотелось этого делать», – говорит Анна. С когда-то любимого места работы девушка уволилась три месяца назад. По ее словам, это пошло на пользу – она стала спокойнее, улучшился сон, не было уже тревожности и постоянного ощущения страха.
«Есть люди, которые могут самостоятельно справиться с синдромом профессионального выгорания, и те, кто не может этого сделать самостоятельно. Я думаю, что нужно попытаться сначала попробовать самому себя вылечить. Прежде всего – сменить обстановку, пересмотреть свой график обязанностей, поменять работу. Если и это не поможет – лучше обратиться к специалистам», – резюмирует психолог Юлия Силина.
Бухгалтер Анна Карпенко по-прежнему любит свою специальность, но работу ищет в другой сфере. «Хочу изменить род деятельности, попробовать себя в чем-то новом. Возможно, когда-нибудь снова пойду работать по своей специальности, но пока не хочу», – говорит Анна.