Как в днепровском крае появились лоцманы (Фото)

Как в днепровском крае появились лоцманы (Фото)

22 Березня 2020 Культура, Статті

Сейчас уже трудно представить, что на протяжении тысячелетий рельеф реки Днепр, между современными городами Днепр и Запорожье, был совсем не таким как сейчас. Днепровское водохранилище, воды которого свободно разлились на несколько десятков километров, существует только с 1932 года. Оно образовалось после постройки плотина ДнепроГЭСа. А до этого тысячелетиями путь водам Днепра в этом месте преграждали знаменитые пороги — выходы скальной породы, которых насчитывалось девять: Кодацкий, Сурский, Лоханский. Звонецкий, Ненасытецкий, Вовнигский, Будиловский, Лишний, Вильный. Рассказывает сообщество «Екатеринославъ — Днепропетровск».

Слідкуйте за нами в Telegram та Instagram!

Перед порогами грузы приходилось вытаскивать из воды. Сухопутным путем их транспортировали до острова Хортица, где они вновь могли следовать по реке до самого устья Днепра. Участок перед порогами называли «ключом» к контролю над степным регионом. В Новое время здесь возникли казацкий город Самарь, польская крепость Кодак, а затем и российская «южная столица» — Екатеринослав.

Лоцманство как организация, стало складываться уже после присоединения края к Российской империи. Экономическая активность требовала улучшить судоходство по Днепру. Строительство городов в нижнем течении Днепра требовало массы лесного материала с верховьев Днепра. Князь Григорий Потемкин поручил заниматься вопросами судоходства своему помощнику — полковнику Леонтию Фалееву, который принялся формировать и организацию лоцманов.

В 1785 году проводить суда через пороги вызвались 42 человека, а через два года в лоцманы «записалось» уже 120 человек. В 1787 году лоцманы переправили через пороги более 80 судов из флотилии императрицы Екатерины II. Атаман Мусий Пивторак и его помощник Непокрытенко были щедро награждены царицей. После этого 19 декабря 1787 года Потемкин распорядился поселить лоцманов в селе Каменка. Он приказал освободить их от казенных налогов и от рекрутской повинности. Обязанностью лоцманской общины было расчищать русло реки и проводить суда от Каменки до Кичкаса и Хортицы.

Лоцманам было определено жалованье — 25 рублей в год. Скоро их было уже 673 человека. С течением времени лоцманская община расширялась. Указом 1811 года в лоцманы были определены все поселяне Каменки и Старого Кодака от 20 до 60 лет. Лоцманская община — наследница казачества, была основана на демократических началах. Дважды в год, перед открытием навигации и перед ее завершением, община проводила общее собрание, на котором решала основные вопросы и избирала атамана, его помощника, скарбника и писаря.

Постепенно оформилась и слобода лоцманов — Лоцманская Каменка. Слобода — потому, что ее жители были освобождены от общих казенных повинностей. Первый «молитвенный дом» появился здесь в 1784 году, в 1794 году построили церковь, а в 1874 году был возведен новый храм. Изначально лоцманы были самоуправляемой единицей, приписанной к Министерству путей сообщения, и только в 1879 году их передали в подчинение «местным учреждениям». Во второй половине XIX — начале XX века лоцманы зарабатывали тем, что проводили через пороги до острова Хортица торговые суда и плоты с древесиной. Большую часть грузовых перевозок к этому времени уже взяли на себя железные дороги. В 1872 году в Лоцманской Каменке проживало 2022 человека. В 1908 году на средства общины здесь была построена двухклассная земская школа.

После установления советской власти Лоцманская Каменка жила вполне патриархальной жизнью. Здесь еще сохранялись следы уже ушедшей эпохи. Начало 1930-х годов стало переломным в жизни села. В 1932 году заработал на полную мощность ДнепроГЭС, и древняя профессия лоцмана оказалась больше не нужна. Поднявшаяся вода затопила не только пороги, но и близлежащую к реке часть самой Лоцманской Каменки.

Автор воспоминаний о днепровских лоцманах Григорий Омельченко вспоминал, как Дмитрий Яворницкий в 1930-х годах говорил его отцу, тоже лоцману: «Не почуємо більше, як шумлять пороги, Микито, не вернеться минула слава». И только один раз пороги снова показались из воды — в 1941 году, когда был взорван ДнепроГЭС. На короткое время профессия лоцмана снова оказалась востребованной, но после восстановления плотины и мирной жизни — отошла в историю и стала предметом сказаний и легенд.

Во второй половине ХХ века к территории Лоцманской Каменки все ближе подступала застройка Днепропетровска. Расположенное на холме село стало свидетелем того, как на месте залива намыли огромный песчаный массив и принялись возводить жилые дома. К 1980-м годам древняя слобода оказалась на окраине огромного жилого массива «Победа». Последний раз город вторгся в пределы Лоцманской Каменки тогда, когда потребовалось снести несколько усадеб для устройства транспортной развязки перед Южным мостом, открытым в 2000 году.

Подготовлено сообществом
«Екатеринославъ — Днепропетровск»
по материалам краеведа и историка
Максима Кавуна

Залишити коментар

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

Більше на нашій сторінці у Facebook та каналі в YouTube!
Прокрутка до верху