Забытые, новые, разные: в Днепре сохранились уникальные фонари (Фото)

Забытые, новые, разные: в Днепре сохранились уникальные фонари (Фото)

27 Червня 2020 Культура, Статті

Уличное освещение является неотъемлемой частью инфраструктуры любого населенного пункта, его истории, и Днепр – не исключение.  Сегодня трудно представить, что в свое время только богатые жители Екатерино­слава, чьи дома находились в престижных кварталах, добирались до них при свете фонарей. Остальные месили грязь в лучшем случае при свете Луны, поминутно рискуя споткнуться или еще хуже – угодить в яму.

Слідкуйте за нами в Telegram та Instagram!

Сначала были плошки

По словам заведующего отделом Днепропетровского национального исторического музея  им. Д. И. Яворницкого, кандидата исторических наук Максима Кавуна, до середины ХХ века освещение не играло существенной роли в жизни Екатеринослава. В первой половине ХІХ века  улицы освещались плошками, но уже во второй на них появилось около 1400 «керосинных» фонарей. «Впервые к вопросу об электрическом освещении города обратились в 1896 году: 14 мая, в день коронации императора Николая II, была устроена электрическая иллюминация. С 1896-1897 годами  связано начало работы Екатеринославского отделения Центрального электрического общества. В 1903 году город освещали  450 электрических фонарей, в 1914 – уже 532, причем равномерно по всем районам, кроме отдаленных предместий.

Появились оригинальные металлические изящные фонарные столбы в стиле модерн высотой более 10 м с дугоообразным завершением, к которому был подвешен фонарь в стеклянном абажуре. Их можно увидеть на фотографиях Екатерининского (Карла Маркса, Яворницкого) проспекта, – рассказывает Максим Кавун. – К сожалению, дореволюционные фонари почти не сохранились. Старейшими считались два  фонарных столба, которые стояли по сторонам центрального входа в Национальный технический университет «Днепровская политехника» (горный институт, Национальный горный университет). Внешне они напоминали фонари середины XX ст., но на самом деле были гораздо старше и находились возле памятника Екатерине ІI после его перенесения в 1914 году с Соборной (Октябрьской) площади на бульвар проспекта. Столбы имели характерную изогнутую форму, относящуюся к стилю модерн. Верхняя часть сохранила деревянные элементы. Весной 1917 года памятник был повален, а постамент пустовал до тех пор, пока в 1971-м на нем не установили статую М.В. Ломоносова. Фонари, вероятнее всего, переместили к главному корпусу горного института еще в довоенный период».

В стиле 50-х

В послевоенный период фонари были признаны «характерной архитектурной формой», требующей продуманного подхода к внешнему виду и размещению. Благодаря этому в 50-е годы на центральных улицах  Днепропетровска появились десятки декоративных конструкций, которые и сегодня не потеряли актуальность. Типовыми можно считать фонари,  находящиеся возле памятника М.В. Ломоносову. Каждый фонарный столб представляет собой колонну с мощным основанием, в верхней части которой – пять фонарей со стеклянными абажурами. Все металлические детали  декорированы растительными гирляндами, розетками и другими элементами. «С архитектурной точки зрения фонари 50-х годов выполнены в стиле классицизма. Изысканный рисунок был данью моде той эпохи и являлся вариацией художественного оформления фонарей Санкт-Петербурга. К слову, история наших фонарей повторяет историю другого декоративного элемента – оград бульваров, также изготовленных по питерскому образцу, – подчеркивает историк. – Такие же фонари можно увидеть возле ограды парка им. Т.Г. Шевченко. Центральный вход (колоннада) окаймлен двумя фонарными столбами, еще два – на противоположной стороне площади. Их «тезки» стоят и перед главным фасадом Дворца  культуры студентов ДНУ (бывшего Потемкинского дворца). Но самое большое «скопление» фонарей 1950-х годов можно увидеть на Монастырском острове возле памятника Т.Г. Шевченко, пережившего реконструкцию в 2011- 2013 годах. Были отреставрированы и 10 фонарей: 8 –  вокруг памятника и 2 – в начале аллеи, ведущей к нему со стороны пешеходного моста на остров». К «пятидесятникам» можно отнести и другой тип фонарных столбов, также выполненных в стиле классицизма, но более изящных. На тумбе возвышается тонкая колонна, завершающаяся  декоративным кольцом, на сторонах которого – по одному фонарю с абажуром. Такие фонари сохранились на бульваре пр. Яворницкого (К. Маркса) между ул. Сечевых Стрельцов и Грушевского (Артема и К. Либкнехта). «Были широко распространены и настенные фонари в виде изящной металлической  консоли и стеклянного абажура. Их удалось  сохранить на зданиях второго корпуса исторического музея и химико-технологического университета – возле бывшего входа со стороны пр. Гагарина», – добавляет Максим Кавун.

Смена форм

Хрущевско-брежневский период (1960-70-е годы ХХ ст.) поставил на архитектуре печать безликости. Из-за максимально упрощенного подхода к оформлению фонари утратили декоративность. Как подтверждение – образец «малых форм», находящийся перед зданием Национальной металлургической академии. «Здесь стоит фонарь, у которого в старое основание с металлической декоративной накладкой, украшенной растительным орнаментом, в свое время был вмонтирован новый ствол с лампой. Несмотря на это, фонарный «гибрид» имеет определенную историческую ценность, – продолжает свой рассказ историк. – Начиная с 1980-х годов, архитекторы вновь обратили внимание на малые формы, в том числе и на фонари, понимая и принимая их ценность. Город начали украшать новыми конструкциями, отличающимися по стилю и размерам. В 2000-е годы на бульварах пр. К. Маркса (Яворницкого) установили серию фонарей «антивандал» изящной формы, тоже восходящей к классицизму. Интересные фонари украсили центральную часть Набережной после реконструкции 2005-2006 годов (от цирка до парка им. Шевченко, через Фестивальный причал) и тротуарную часть возле Центральной городской библиотеки на ул. Ленина (Воскресенской). На мой взгляд, наиболее оригинальные установлены возле гостиницы «Европейская» на углу ул. Ленина (ныне Вознесенской) и Мечникова. Само здание является образцом использования форм «скандинавского модерна».

Не менее экзотически смотрятся и фонари – восемь отдельно стоящих столбов и четыре настенных с остроугольными абажурами.  В современной архитектуре из бетона и пластика такие «малые формы» зачастую считаются ненужным архитектурным излишеством. Хочется надеяться, что в новых проектах застроек они займут достойное место в качестве декоративной составляющей образа нашего города. Для нынешнего и будущего поколений – это историко-культурное наследие, которое нужно бережно хранить».

Полина Дмитриева

Залишити коментар

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

Більше на нашій сторінці у Facebook та каналі в YouTube!
Прокрутка до верху