В прямом эфире «11 канала» Юрий Голик рассказал о том, как президентская программа «Велике будівництво» повлияла на ВВП Украины, о том, как украинские компании научились строить дороги, а также о том, как реконструкции школ прямо влияют на качество знаний и успешность украинских учеников.
По словам Голика, украинское государство никогда не тратило таких денег на инфраструктуру, как с начала старта «Великого будівництва», публикуют Факты.
«Если посчитать объемы финансирования, выделенного в 2020 году на „Велике будівництво“ — Дорожный фонд, ГФРР, областные бюджеты, субвенции и т. д., получится более 110−120 млрд гривен. Это, по сути, 10% от госбюджета», — отметил он.
По разным оценкам экономистов, вклад «Великого будівництва» в рост ВВП составил от 2 до 4%. В прошлом году, из-за кризиса вызванного пандемией, было падение на 6%. Если бы не было президентской программы строительства инфраструктуры, ВВП упал бы на 10%. В первую очередь, такой эффект получился за счет того, что ремонт дорог и строительство имеют один из самых высоких мультипликаторов. К тому же эффект ощутило огромное количество смежных областей. Потому что проще стала логистика, стало легче передвигаться по стране.
«Программа „Велике будівництво“ достигла успеха, потому что впервые в истории были жесткие сроки исполнения. И под ними все подписались публично, начиная с первых лиц государства. Было заявлено, в том числе и президентом Зеленским, что в 2020 году мы отремонтируем и построим 4 тыс. км дорог „Укравтодора“, 2,5 тыс. км дорог местных ОГА, реконструируем и построим 100 школ, 100 садиков и 100 стадионов. По факту так и произошло, четко в рамках года. У „Укравтодора“ на балансе 48 тыс. км дорог, и за прошлый год было сделано 4 тыс., то есть 10%. В этом году будет еще сделано 10−15%, но главное, что нормальные качественные маршруты между городами уже появились», — рассказал Голик.
Эксперт отметил, что во всех странах антиковидный фонд назывался антикризисным, который в том числе финансировал антиковидные мероприятия. У нас почему-то его назвали антиковидным.
«В феврале 2020 года я написал пост о том, сколько денег будет потрачено на дороги, и там стояли точные цифры. То есть именно та сумма в 35 млрд, которые были выделены из так называемого антиковидного фонда, была понятна уже в феврале. В конце 2019 года „Нафтогаз“ победил „Газпром“ в Стокгольмском арбитраже, и „Газпром“ был вынужден вернуть 3 мрлд долларов. Тогда сразу поступило предложение: давайте хоть раз в жизни эти деньги не проедим, а отправим на развитие. Перед правительством премьер-министра Гончарука, советником которого я тогда работал, стоял простой вопрос: куда потратить эти деньги — на дороги или инновацию жилфонда. Модернизацию жилфонда, которая бы позволила снизить годичные суммы в платежках от 20% до 40%, запустить в прошлом году не удалось, потому что не нашлось команды менеджеров, которые бы взялись за эти процессы», — рассказал Голик.
Когда появился антиковидный фонд, туда стянули все деньги, и была договоренность, что 35 млрд из денег «Нафтогаза» пойдут на дороги, отметил Голик.