Православный и народный календарь на сегодня, 21 декабря 2019 года
21 Грудня 2019 Новини, СуспільствоСегодня, 21 декабря 2019 года — суббота, 355 день 2019 года по григорианскому календарю. 21 декабря соответствует 8 декабря юлианского календаря (по старому стилю).
Православные праздники 21 декабря 2019 года.
21 декабря 2019 года в православной церкви: Седмица 27-я по Пятидесятнице, Рождественский пост, постный день.
Установлены следующие памятные даты:
День памяти преподобного Патапия Фивского;
День памяти преподобного Кирилла Челмогорского;
День памяти апостолов от 70-ти Сосфена, Аполлоса (Апеллия), Кифы, Тихика, Епафродита, Кесаря и Онисифора;
День памяти мучеников 62-х иереев и 300 мирян, в Африке от ариан пострадавших;
День памяти мученицы Анфисы в Риме;
День памяти священномученика Сергия Орлова, пресвитера;
Народные праздники 21 декабря 2019 года.
Анфиса Рукодельница
Народный праздник «Анфиса Рукодельница» отмечается 21 декабря (по старому стилю – 8 декабря). В церковном календаре это день почтения памяти святой мученицы Анфисы Римской, жившей в 5 веке и преподобного Патапия, жившего в 4 веке. В простонародье Анфису прозвали Рукодельницей, так как в этот день всем девицам полагалось заниматься рукоделием. Другие названия праздника: «Анфиса», «Рукодельница», «Потап», «Патапий».
Анфиса была женой римского сановника и исповедовала христианство (согласно преданию, ее крестил святитель Амвросий Медиоланский, память которого отмечается накануне). Однако в Риме было распространено арианское крещение, которое предложила Анфисе Сунильда, жена градоначальника. Отказавшись от предложения и не став отрекаться от Иисуса Христа, Анфиса вызвала гнев местной власти, за что и была заживо сожжена на костре.
Патапий родился в Фивах в христианской благочестивой семье. Достигнув совершеннолетия, презрел суету мира и удалился в египетскую пустыню. По прошествии многих лет прославился аскетическими подвигами. Когда же люди стали приходить к нему за советом, Патапий желая пребывать в безмолвии, ушел в Константинополь, где устроил себе келью в городской стене, близ Влахернской церкви.
На Анфису всем девушкам на Руси полагалось заниматься рукоделием: прясть, ткать, шить, вышивать. Это делать желательно было в одиночестве, чтобы не сглазили. А если не получалось или не хотелось уединяться — проводить специальные обряды от порчи. «На Анфису девка шьет, но лишний глаз при том шитье — на сглаз», — говорили наши предки и советовали молодым рукодельницам обвить вокруг запястья шелковую нить, чтобы не уколоться иглой. Этот же обряд защищал от зевоты и икоты.
С глубокой древности все орнаменты вышивок на одежде служили в первую очередь оберегом. К таким же оберегам относятся и все женские украшения: серьги, перстни, подвески, ожерелья и т. д. В мужском костюме таких оберегов было намного меньше, потому что мужчина значительно сильнее женщины, следовательно, он может противостоять атакам нечистой силы с большим успехом. Вышивкой было принято покрывать все отверстия и проемы в одежде человека (ворот, подол, рукава), чтобы нечисть не пробралась к телу человека.
Часто на крестьянской одежде встречались изображения петуха и курицы. Петух на Руси почитался как вещая птица, прогонявшая мрак ночи и приветствующая спасительное солнце. Верили, что петушиный крик прогоняет нечистую силу, поэтому его часто сравнивали с колокольным звоном к заутренней. Также на вышивке можно было встретить изображения льва, оленя и коня.
Растительные орнаменты были представлены деревьями, которые наделялись магической силой (яблоня, ель, береза, ива, калина), и цветами (тюльпан, роза, колокольчик, ромашка), а также травами и плодами. Часто изображали клюкву и бруснику. Издревле крестьяне были высокого мнения о целебных свойствах этих ягод.
Источник: vedmochka.net