Выход из карантина: как жителям Днепра с легкостью вернуться в прежний ритм жизни
4 Травня 2020 Новини, СуспільствоУже больше месяца жители Днепра, да и все украинцы находятся на вынужденном карантине. Многие из днепрян привыкли к такому «домашнему» темпу. Однако, как только снимут все запреты, нам снова придется возвращаться к привычному ритму жизни. Как взрослым и детям сделать это без стресса для организма и психики? Об этом «Вісті» узнали у семейного психолога из Днепра Екатерины Волошиной и детского психолога Яны Дукельской.
АДАПТАЦИЯ ОРГАНИЗМА
«Стресс – это реакция и адаптация организма, психики к новым условиям жизни, даже если это предыдущий и уже привычный вам рабочий ритм. Состояние стресса говорит о том, что человек активно включился в решение поставленной задачи», – отмечает семейный психолог. Для того, чтобы с легкостью вернуться к прежнему режиму работы, Екатерина Волошина советует найти для себя мотивацию и ответить на вопрос: «Почему мне будет интересно и приятно вернуться на работу/учебу?». Если мы говорим о детях, то в этом им смогут помочь только родители. «Следует начинать процесс подготовки ребенка еще на каникулах: восстановите режим дня, развивайте его двигательную активность, обеспечьте ребенку правильное питание, выполните школьные задания и вместе занимайтесь развитием. Поддерживайте детей морально и чаще их хвалите, потому что немногие дети «рвутся» в сад, школу или на секции после каникул, пусть даже «карантинных», – комментирует Яна Дукельская.
РЕЖИМ ДНЯ И МОТИВАЦИЯ
«В режиме карантина много времени у детей занимает онлайн – обучение, а также игры, просмотр видео и многое другое. Но, когда мы вновь вернемся к привычному ритму жизни, как объяснить ребенку, что нужно снова идти в школу или садик, вставать раньше, посещать репетиторов и секции? Вначале дети сами будут этого хотеть: увидеться с друзьями, обменяться впечатлениями», – добавила детский психолог. По словам Яны Дукельской, если до карантина родители сталкивались с нежеланием ребенка посещать школу, сад, секции из-за насыщенного графика, тогда родителям, в первую очередь, надо позаботиться о психическом состоянии ребенка. «Режим для ребенка, а не ребенок для режима» – это главный «лозунг». «Стоит ввести правила. Например, когда начинается привычный образ жизни, можно провести четыре дня в месяц внеочередных выходных на усмотрение ребенка: хочешь – выбирай, но лучше дождись, пока действительно устанешь. Не допускайте переутомления ни своего, ни ребенка. Иногда ребенок, начав усиленно заниматься, переутомляется – становится вялым, сонным, апатичным. В этом случае нужно обеспечить ему полноценный отдых: разрешать спать днем и укладывать раньше вечером, позволять больше гулять на свежем воздухе»,-
советует Яна. Когда мы говорим о взрослых – здесь немного проще. «Самая лучшая мотивация – это «самомотивация». Поставьте перед собой цель и удивите себя тем, что вы её добились. Для того, чтобы вернуть своё чувство ответственности, вспомните, для чего вы это делаете? Подумайте о своих детях, родных, о преимуществах своей работы или занятия.
ПОЗИТИВНЫЙ НАСТРОЙ
Как подбадривать и стимулировать ребёнка на поход в сад или школу? «Взрослые сами задают настрой наступающему дню. Если встанете в плохом настроении – ребёнок это почувствует, и нервное утро вам обеспечено. Вместо того, чтобы жаловаться на то, что не выспались, включите бодрящую музыку. Только не делайте звук слишком громким», – говорит Яна Дукельская. Вот увидите, такой способ взбодрит не только ребенка, но и родителей. По словам детского психолога, когда ребёнок начнёт плакать из-за того, что детский сад, школа, секция ему надоели, вспоминайте всё хорошее, что связывает ребенка с этим местом. Сделайте так, чтобы ему захотелось туда пойти. Напомните, что там его ждут друзья, с которыми он давно не виделся, с ними можно обсудить всё самое интересное, что происходило на карантине. В детский сад (школу, секцию) можно взять, например, новые игрушки. По дороге к любимой учительнице – поиграть в догонялки. Сконцентрируйтесь только на положительных эмоциях.
Также Яна Дукельская советует замотивировать ребенка на учебный день: напомните, что вечером вы с ним встретитесь и устроите вкусный ужин, или посмотрите мультфильм. Немаловажную роль играет рабочее место ребенка. Наведите порядок на столе, распределите вещи и предметы для школы и секции. Это приведет в «порядок» мысли и настроит ребенка на рабочий лад. И, конечно, не забывайте поощрять его самостоятельность.
«Как малышей, так и старших школьников карантин может сильно разбаловать. Мама убирает, бабушка кормит, папа чинит велосипед. Постарайтесь вернуть ребенка к ощущению ответственности и самостоятельности. В бытовых вопросах это работает так же, как и в учебе. Поел – вымой посуду, почитал – убери книги, посидел в Интернете – вынеси мусор. Напомните ребенку о том, что у него есть обязанности и старайтесь не баловать его заботой», – отмечает детский психолог Яна Дукельская. Также важно создать для ребенка ряд обязательных дел, которые он выполняет без помощи взрослых, естественно, с оглядкой на возраст.
НАБЛЮДЕНИЯ ПСИХОЛОГА
«Хочу отметить, когда люди начинают понимать, что у них есть разные потребности, то стараются их удовлетворять. Например, если человек приобретает новые навыки или занимается своим хобби дома, любит свою семью, проявляет свои чувства и эмоции, находит собеседников, пусть даже дистанционно – реальность этих людей меняется, – рассказала семейный психолог Екатерина Волошина. У них просто-напросто не хватает времени для негативных мыслей и пассивности. Приходит чувство радости жизни, понимание себя и других. В таком случае возвращение на работу после карантина или адаптация к прежнему ритму жизни происходят намного легче».
Маргарита Сопильняк,
Фото: pixabay